На прошлой неделе лондонская SHOWstudio подарила нам сразу две новости, касающиеся adidas, причём обе с участием британского эксперта и консультанта бренда Гэри Аспдена. Первая - видео-лукбук его новой коллекции одежды adidas Originals x Spezial, получившей название Alpine Luxe. Как к ней относиться - это личное дело каждого. Но я, пожалуй, отложу её до тех пор, пока мне не стукнет лет 40, а там видно будет. Как бы то ни было, уже совсем скоро Alpine Luxe появится на полках российских ритейлеров.
Второй новостью стал выход первой серии из цикла фильмов, посвящённых каноническим предметам спортивной одежды и их неоценимому вкладу в современную моду. SHOWstudio пригласила семерых экспертов, включая уже упомянутого Гэри Аспдена и не менее любопытного Гэри Уорнетта, каждый из которых подробно рассказал о том, что знает лучше всего. В первой серии - история легендарной модели Stan Smith. Скажу прямо, это как порно, только для любителей кроссовок.
Гэри Аспден выбрал модель Stan Smith не случайно. Кроссовки вообще - тема необъятная и бесконечная. В то же время, на примере модели, названной в честь знаменитого теннисиста, можно понять, каким образом обувь, которая ещё 40 лет назад предназначалась исключительно для занятий спортом, сегодня является повседневной.
Гэри начинает с истории. Первые прототипы Stan Smith появились в 60-х годах, когда никто и представить не мог, что спустя несколько десятилетий модель станет культурным феноменом. Сам Стэн Смит поначалу играл в именных кроссовках другого теннисиста - француза Робера Айе. Однако после того, как в 1972 году ему удалось взять Уимблдон, та же самая модель была переименована в его честь, что впрочем не помешало adidas в течение какого-то времени продолжать печатать инициалы Робера на боку, несмотря на появившийся портрет Стэна на язычке. И хотя для фильма Гэри не удалось найти оригинальные Haillet, он показывает кроссовки, выпущенные в 1999 году специально для японского рынка. Помимо своей эксклюзивности тот релиз примечателен одной забавной деталью: имя французского теннисиста вдоль перфорации на самом деле написано с ошибкой и гласит "Rolat" вместо "Robert".
Впервые полноценные "Стэны" появились в каталогах adidas в 1973 году, а на полках магазинов и вовсе в 1974. Именно по этой причине сороколетний юбилей модели компания решила отмечать в прошлом году. Ещё в конце 60-х носить спортивную обувь в качестве повседневной считалось вызовом общественным нормам. В 1967 году Джон Леннон на обложке сингла Strawberry Fields Forever стал одним из первых, кто сочетал кроссовки adidas с обычной одеждой. Но уже в начале 70-х тренд на спортивную обувь начинает набирать популярность, благодаря таким артистам, как the Rolling Stones, Джим Моррисон, Кит Мун, Слай Стоун и др. Что касается Stan Smith, то по словам Гэри одним из первых в теннисных кроссовках появился Дэвид Боуи. И именно Боуи времён Берлинской трилогии во многом послужил вдохновением для футбольных фанатов на северо-западе Англии, которые кардинально изменили стиль британских субкультур с классического на спортивный.
Гэри вспоминает, что в 90-е, благодаря своей лаконичности и универсальности, "Стэны" пользовались огромной популярностью во Франции, где их можно было встретить как на открытии картинной галереи в центре Парижа, так и на ногах подростков из пригородов (см. "Ненависть"). В то же время в Великобритании преобладали модели Gazelle и Campus, и найти Stan Smith было не так просто. Всё изменилось в начале 00-х, когда adidas выпустил так называемые Stan Smith II, главным отличием которых стала конструкция язычка, который обзавёлся мягкой набивкой и лишился портрета самого Стэна. Однако едва ли язычок послужил причиной невероятных объёмов, которые буквально заполонили весь мир. Модель стала доступна абсолютно везде. В какой-то момент кроссовок стало так много, что менеджмент adidas был вынужден принять решение о полном выводе Stan Smith с рынка. Компания не могла допустить того, чтобы одна из её ключевых моделей пылилась на полках дисконтов. Но даже после прекращения производства запасов Stan Smith хватило ещё на несколько лет. На моей памяти пик популярности модели в нашей стране пришёлся на 2007-2008 гг., когда все, у кого не было "Стэнов", ходили в Nike Court на липучках.
Как известно, по новой модель Stan Smith запустили в прошлом году. Гэри говорит, что современная версия больше вдохновлена изданиями 80-х годов, нежели оригиналом 70-х, и проявляется это, в первую очередь, в более округлой колодке. Так или иначе, один из главных символов модели - портрет теннисиста на язычке - остался на месте, и, кстати говоря, с ним связана отдельная история. Дело в том, что практически всю свою жизнь Стэн Смит носил знатную щётку усов. Однако в adidas умудрились сделать знаменитый портрет в те единственные полгода, когда он побрился! В итоге получилось что тот Стэн Смит, с которым миллионы людей по всему миру ежедневно выходят на улицу, не совсем точно передаёт внешность реального Стэна.
Если в Англии белые теннисные кроссовки прочно закрепились за футбольными фанатами, то за океаном с них началась история стиля зарождающейся в начале 80-х хип-хоп культуры. Внешне первые рэперы больше напоминали своих предшественников, игравших музыку диско. Но всё изменилось раз и навсегда, когда в 1986 компания adidas подписала контракт с группой Run-D.M.C. на умопомрачительную сумму в $1 млн. - первый в истории коллаб между спортивным брендом и популярной культурой, который во многом опередил своё время. Позднее Jay Z зачитал про кроссовки Stan Smith на альбоме Blueprint, и сам Стэн рассказывал Гэри о том, как гордились им внуки.
Ещё одна неотъемлемая часть истории "Стэнов" неразрывно связана с миром высокой моды. Среди ранних поклонников модели числится сама Рей Кавакубо, основатель и главный дизайнер Comme des Garçons. Причины всё те же - сдержанный и лаконичный дизайн без лишних деталей. А позднее, когда в середине 00-х началась эпоха коллабораций, статус "модной" обуви, кажется, навсегда закрепился за Stan Smith. Гэри особенно нравится прошлогодняя работа Рафа Симонса, который вместо того, чтобы добавлять новые элементы, оставил силуэт неизменным, отдавая дань уважения его классической форме и тем самым как бы говоря, что улучшать тут уже нечего.
В разные годы модель Stan Smith не раз пытались переосмыслить: плетёные "Стэны", выполненные с применением технологии Primeknit; "Стэны" на подошве от модели Campus; высокие "Стэны"; "Стэны" на липучках; и даже рабочие "Стэны" с металлическими вставками в мысках, выпущенные специально для японского рынка. Сейчас уже трудно представить, что когда-то в этих кроссовках играли лучшие профессиональные теннисисты. Но это как раз то, что до сих пор отличает спортивные бренды от мира высокой моды: они продолжают развивать технологии, снова и снова расширяя границы возможного.
Следующий эпизод SHOWstudio о спортивной одежде будет посвящён толстовке с капюшоном или "кенге", а рассказчиком выступит Гэри Уорнетт, так что, уверен, будет не менее увлекательно.
Второй новостью стал выход первой серии из цикла фильмов, посвящённых каноническим предметам спортивной одежды и их неоценимому вкладу в современную моду. SHOWstudio пригласила семерых экспертов, включая уже упомянутого Гэри Аспдена и не менее любопытного Гэри Уорнетта, каждый из которых подробно рассказал о том, что знает лучше всего. В первой серии - история легендарной модели Stan Smith. Скажу прямо, это как порно, только для любителей кроссовок.
Гэри Аспден выбрал модель Stan Smith не случайно. Кроссовки вообще - тема необъятная и бесконечная. В то же время, на примере модели, названной в честь знаменитого теннисиста, можно понять, каким образом обувь, которая ещё 40 лет назад предназначалась исключительно для занятий спортом, сегодня является повседневной.
Гэри начинает с истории. Первые прототипы Stan Smith появились в 60-х годах, когда никто и представить не мог, что спустя несколько десятилетий модель станет культурным феноменом. Сам Стэн Смит поначалу играл в именных кроссовках другого теннисиста - француза Робера Айе. Однако после того, как в 1972 году ему удалось взять Уимблдон, та же самая модель была переименована в его честь, что впрочем не помешало adidas в течение какого-то времени продолжать печатать инициалы Робера на боку, несмотря на появившийся портрет Стэна на язычке. И хотя для фильма Гэри не удалось найти оригинальные Haillet, он показывает кроссовки, выпущенные в 1999 году специально для японского рынка. Помимо своей эксклюзивности тот релиз примечателен одной забавной деталью: имя французского теннисиста вдоль перфорации на самом деле написано с ошибкой и гласит "Rolat" вместо "Robert".
Впервые полноценные "Стэны" появились в каталогах adidas в 1973 году, а на полках магазинов и вовсе в 1974. Именно по этой причине сороколетний юбилей модели компания решила отмечать в прошлом году. Ещё в конце 60-х носить спортивную обувь в качестве повседневной считалось вызовом общественным нормам. В 1967 году Джон Леннон на обложке сингла Strawberry Fields Forever стал одним из первых, кто сочетал кроссовки adidas с обычной одеждой. Но уже в начале 70-х тренд на спортивную обувь начинает набирать популярность, благодаря таким артистам, как the Rolling Stones, Джим Моррисон, Кит Мун, Слай Стоун и др. Что касается Stan Smith, то по словам Гэри одним из первых в теннисных кроссовках появился Дэвид Боуи. И именно Боуи времён Берлинской трилогии во многом послужил вдохновением для футбольных фанатов на северо-западе Англии, которые кардинально изменили стиль британских субкультур с классического на спортивный.
Фото: Song of the week |
Фото: Subculture Of Style |
Гэри вспоминает, что в 90-е, благодаря своей лаконичности и универсальности, "Стэны" пользовались огромной популярностью во Франции, где их можно было встретить как на открытии картинной галереи в центре Парижа, так и на ногах подростков из пригородов (см. "Ненависть"). В то же время в Великобритании преобладали модели Gazelle и Campus, и найти Stan Smith было не так просто. Всё изменилось в начале 00-х, когда adidas выпустил так называемые Stan Smith II, главным отличием которых стала конструкция язычка, который обзавёлся мягкой набивкой и лишился портрета самого Стэна. Однако едва ли язычок послужил причиной невероятных объёмов, которые буквально заполонили весь мир. Модель стала доступна абсолютно везде. В какой-то момент кроссовок стало так много, что менеджмент adidas был вынужден принять решение о полном выводе Stan Smith с рынка. Компания не могла допустить того, чтобы одна из её ключевых моделей пылилась на полках дисконтов. Но даже после прекращения производства запасов Stan Smith хватило ещё на несколько лет. На моей памяти пик популярности модели в нашей стране пришёлся на 2007-2008 гг., когда все, у кого не было "Стэнов", ходили в Nike Court на липучках.
Как известно, по новой модель Stan Smith запустили в прошлом году. Гэри говорит, что современная версия больше вдохновлена изданиями 80-х годов, нежели оригиналом 70-х, и проявляется это, в первую очередь, в более округлой колодке. Так или иначе, один из главных символов модели - портрет теннисиста на язычке - остался на месте, и, кстати говоря, с ним связана отдельная история. Дело в том, что практически всю свою жизнь Стэн Смит носил знатную щётку усов. Однако в adidas умудрились сделать знаменитый портрет в те единственные полгода, когда он побрился! В итоге получилось что тот Стэн Смит, с которым миллионы людей по всему миру ежедневно выходят на улицу, не совсем точно передаёт внешность реального Стэна.
Фото: W Magazine |
Фото: Complex |
Если в Англии белые теннисные кроссовки прочно закрепились за футбольными фанатами, то за океаном с них началась история стиля зарождающейся в начале 80-х хип-хоп культуры. Внешне первые рэперы больше напоминали своих предшественников, игравших музыку диско. Но всё изменилось раз и навсегда, когда в 1986 компания adidas подписала контракт с группой Run-D.M.C. на умопомрачительную сумму в $1 млн. - первый в истории коллаб между спортивным брендом и популярной культурой, который во многом опередил своё время. Позднее Jay Z зачитал про кроссовки Stan Smith на альбоме Blueprint, и сам Стэн рассказывал Гэри о том, как гордились им внуки.
Ещё одна неотъемлемая часть истории "Стэнов" неразрывно связана с миром высокой моды. Среди ранних поклонников модели числится сама Рей Кавакубо, основатель и главный дизайнер Comme des Garçons. Причины всё те же - сдержанный и лаконичный дизайн без лишних деталей. А позднее, когда в середине 00-х началась эпоха коллабораций, статус "модной" обуви, кажется, навсегда закрепился за Stan Smith. Гэри особенно нравится прошлогодняя работа Рафа Симонса, который вместо того, чтобы добавлять новые элементы, оставил силуэт неизменным, отдавая дань уважения его классической форме и тем самым как бы говоря, что улучшать тут уже нечего.
Слева - Рей Кавакубо в кроссовках Stan Smith; фото: Comme des Garçons SPb. Справа - Рей Кавакубо в кроссовках Stan Smith и Ёдзи Ямамото; фото: What Goes Around Comes Around |
Фото: Hypebeast |
В разные годы модель Stan Smith не раз пытались переосмыслить: плетёные "Стэны", выполненные с применением технологии Primeknit; "Стэны" на подошве от модели Campus; высокие "Стэны"; "Стэны" на липучках; и даже рабочие "Стэны" с металлическими вставками в мысках, выпущенные специально для японского рынка. Сейчас уже трудно представить, что когда-то в этих кроссовках играли лучшие профессиональные теннисисты. Но это как раз то, что до сих пор отличает спортивные бренды от мира высокой моды: они продолжают развивать технологии, снова и снова расширяя границы возможного.
Следующий эпизод SHOWstudio о спортивной одежде будет посвящён толстовке с капюшоном или "кенге", а рассказчиком выступит Гэри Уорнетт, так что, уверен, будет не менее увлекательно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий